
Национальное ревизионное управление Великобритании (НРУ) выявило существенные проблемы в финансовой отчетности Министерства обороны (МО) страны, что привело к пересмотру аудиторских заключений по финансовой отчетности ведомства за 2024–2025 годы. Согласно заявлению НРУ, некорректный бухгалтерский учет МО по программным и юридическим обязательствам, превышающим 8,5 миллиарда фунтов стерлингов (11,9 миллиарда долларов), стал прямой причиной этого решения.
В своем отчете от 4 ноября НРУ подчеркнуло, что отсутствие надлежащей учетной документации по ряду текущих капитальных проектов и «существенно значительный» дефицит в резервах по обязательствам в отчетности за предыдущий год стали ключевыми причинами такого решения Генерального контролера и аудитора (C&AG).
По данным НРУ, на 31 марта 2025 года проекты, реализуемые Управлением по атомному оружию (Atomic Weapons Establishment, AWE) – вневедомственным органом, ответственным за поддержание ядерного сдерживания Великобритании, – составляли 6,13 миллиарда фунтов стерлингов от общей стоимости активов ведомства в стадии строительства. Из этой суммы 1,5 миллиарда фунтов были отнесены к устаревшим проектам. Однако, как указало НРУ, стоимость этих устаревших проектов AWE «оставалась неизменной в течение нескольких лет», при этом Министерство обороны не смогло предоставить подтверждающие доказательства для аудита или какие–либо гарантии того, что дальнейшее признание данной стоимости является обоснованным. НРУ также выявило ряд других статей в рамках упомянутой суммы в 6,13 миллиарда фунтов, которые «не соответствовали критериям для дальнейшего признания в соответствии с бухгалтерскими стандартами». В итоге Генеральный контролер и аудитор ограничил объем аудиторского заключения по финансовой отчетности МО за 2024–2025 годы.
Кроме того, НРУ обнаружило дефицит в размере 2,56 миллиарда фунтов стерлингов в резервах по юридическим и прочим обязательствам, признанным МО в финансовой отчетности 2023–2024 годов. Это касалось компенсаций и затрат на урегулирование судебных претензий, связанных с телесными повреждениями, включая потерю слуха из–за шума.
Вторая выявленная проблема касалась расходов на компенсации и переселение, связанных с программой ARAP (Afghan Relocations and Assistance Policy) и маршрутом реагирования на ситуацию в Афганистане (Afghanistan Response Route, ARR). НРУ заявило, что МО «относило расходы, связанные с ARAP и ARR, на текущие затраты по мере их возникновения», не рассматривая при этом необходимость создания резервов для будущих обязательств. Более того, Министерство обороны «не проинформировало НРУ» о наличии серьезной утечки данных и последующем создании ARR до того, как в июле 2025 года был снят судебный запрет британского правительства.
«В совокупности эти два вопроса представляют собой существенные упущения в отчетности МО за 2023–2024 годы, что требует ее пересмотра. Министерство обороны не имело надлежащего разрешения парламента на данные расходы, что привело к представлению аудиторского заключения с оговорками», – заключило НРУ. Это подчеркивает острую необходимость в усилении финансового контроля и прозрачности в оборонном ведомстве, особенно в отношении стратегически важных и гуманитарных программ.






