Великобритания: программа FSS и усиление логистики Королевского флота



Великобритания официально объявила о начале производственной фазы программы Fleet Solid Support (FSS) после успешного завершения этапа критического анализа проекта. Этот ключевой этап подтвердил структурную целостность, безопасность и минимизацию рисков, открывая путь к строительству трёх жизненно важных судов обеспечения для Королевского флота.

Флот из этих трёх судов будет предназначен для доставки боеприпасов, провизии и других запасов непосредственно в море, обеспечивая непрерывность операций Королевского флота. В условиях, когда большая часть внимания уделяется разработке дорогостоящих «летальных» проектов, таких как система Digital Targeting Web стоимостью в один миллиард фунтов стерлингов, роль логистического обеспечения британских военно-морских сил незаслуженно остаётся в тени. Однако именно этот вспомогательный флот является незаменимой опорой для поддержания глобального присутствия ВМС Великобритании. Недавнее возвращение флагмана HMS Prince of Wales в Средиземноморье после пятимесячного похода в Индо-Тихоокеанский регион, где его ударная группа была усилена союзными судами, что в два раза превысило численность миссии 2021 года, наглядно демонстрирует потребность в надёжном тыловом обеспечении.

Ситуация усугубляется текущим положением дел в Министерстве обороны, которое в конце прошлого года было вынуждено списать несколько кораблей, что привело к перепрофилированию десантных судов типа Bay Королевского вспомогательного флота (RFA) для выполнения боевых задач. В этом контексте значимость программы FSS возрастает многократно.

Каждое судно FSS будет обладать впечатляющими характеристиками: скорость до 19 узлов, длина 216 метров (что эквивалентно длине двух футбольных полей) и водоизмещение около 39 000 тонн. Эти суда станут крупнейшими в составе вооруженных сил Великобритании, уступая по размерам лишь авианосцам. Вся серия будет интегрирована в состав Королевского вспомогательного флота (RFA), при этом каждое судно будет управляться экипажем из 101 человека. Предусмотрено также размещение до 80 дополнительных специалистов, которые будут обеспечивать работу вертолётов, катеров или выполнять другие необходимые функции.

Производство первого судна FSS уже стартовало на нескольких верфях, включая Navantia в Кадисе, Испания, и Harland and Wolff в Белфасте, Северная Ирландия. Ожидается, что все три судна будут введены в эксплуатацию к 2032 году после окончательной установки оборудования и прохождения военных испытаний.

Проект FSS разработан компанией BMT с акцентом на высокую адаптируемость. Одна из ключевых целей – достижение «нулевого» уровня выбросов углерода к концу 30-летнего операционного срока службы судов. В переходный период, до введения в строй новых FSS, функции их предшественника будет продолжать выполнять судно обеспечения RFA Fort Victoria, поддерживая необходимую оперативную готовность флота.