
На испытательном стенде BLACKJAX через две недели начнутся испытания его композитных резиновых гусениц (CRTs), как подтвердил руководитель по системным требованиям AJAX, подполковник Чарли Эй Джей Вальдес-Скотт. Это заявление было сделано на конференции Future Armoured Vehicle Survivability, прошедшей в Лондоне 17 ноября 2025 года.
CRTs представляют собой усовершенствованную особенность боевых бронированных машин (ББМ), предлагая альтернативу традиционным сегментированным стальным гусеницам. Вместо этого используется резина в виде непрерывной ленты со встроенными протекторами; она усилена комбинацией стальных кордов и смесью других высокопрочных материалов, таких как углеродные нанотрубки.
В зависимости от успеха испытаний, которые состоятся в начале декабря, CRTs могут стать потенциальным путем модернизации для ББМ AJAX британской армии, существующих в шести различных модификациях.
Производитель AJAX, General Dynamics Land Systems (GDLS), поставит в общей сложности 589 машин, что позволит достичь начальной эксплуатационной готовности флота до конца этого года. Однако стоит отметить, что CRTs интегрируются на BLACKJAX – технологический демонстратор, который был представлен на выставке DSEI 2025 в сентябре.
Также примечательно, что компания Soucy Defense, базирующаяся в Квебеке, производит и поставляет эти CRTs из Канады. В Великобритании местное производство отсутствует.
Если испытания окажутся успешными и британская армия примет решение об интеграции этой технологии, тогда субподрядчик в конечном итоге будет вынужден предоставить правительству Великобритании экономический стимул в соответствии с его новой политикой офсета – в форме рабочих мест или инновационных технологий. Это требование закреплено в Оборонной промышленной стратегии, опубликованной в начале сентября.
Интересно, что CRTs существуют уже некоторое время. Ряд платформ уже используют их на протяжении нескольких лет, включая голландские CV90 в 2020 году, согласно контракту с BAE Systems, который копировал опыт Норвегии с собственным парком CV90, использовавшим CRTs в Афганистане.
Новое поколение машин также применяет CRTs, например, бронетранспортер TRACKX от Patria, который был представлен на DSEI 2025 в Лондоне в тот же день, что и BLACKJAX.
В конечном итоге, CRTs предлагают несколько значительных преимуществ по сравнению со стальными гусеницами: снижение уровня шума и вибрации (печально известная проблема, которую AJAX изначально успешно преодолел); улучшенную мобильность; экономию веса, поскольку резина легче стали, что потенциально повышает топливную эффективность; и, будучи единой непрерывной резиновой лентой, они требуют меньшего обслуживания.






