Турецкая STM приступила к строительству судна снабжения для ВМС Португалии



Турецкая оборонная компания STM, один из ведущих игроков в национальной судостроительной промышленности, официально дала старт строительству первого из двух вспомогательных судов комплексного снабжения и логистики (Auxiliary Oiler Replenisher and Logistics Ships) для Военно-морских сил Португалии. Торжественная церемония резки стали, ознаменовавшая начало работ, состоялась 14 ноября 2025 года на верфи ADA Shipyard в Стамбуле.

Этот проект имеет особое значение для Турции, поскольку он представляет собой первый контракт на экспорт военно-морских кораблей европейской стране, являющейся членом как Европейского союза, так и НАТО. Контракт на проектирование и строительство был подписан в Лиссабоне 17 декабря 2024 года, утвердив STM в качестве генерального подрядчика.

Согласно условиям соглашения, STM несет полную ответственность за проектирование и строительство обоих многофункциональных судов. Первое из них получит название Luís de Camões – в честь национального поэта Португалии, что не только подчеркивает глубокие исторические и культурные связи между двумя морскими державами, но и символизирует богатое морское наследие Португалии.

Генеральный директор STM Озгюр Гюлерюз в своем выступлении подчеркнул значимость момента: «Сегодня для нас большая честь приступить к строительству судов логистической поддержки, спроектированных в Турции и адаптированных к операционным требованиям ВМС Португалии. Luís de Camões, национальный поэт Португалии, символизирует глубокий морской дух вашей нации. Мы гордимся тем, что строим корабль, несущий его имя и наследие». Это заявление отражает не только технические амбиции проекта, но и его символическое значение для обеих стран, укрепляя их оборонное сотрудничество.

STM будет осуществлять полный надзор за строительством обоих вспомогательных судов снабжения и логистики, которые спроектированы для обеспечения широкой материально-технической поддержки на море. Их основные задачи включают в себя передачу топлива и различных грузов, а также транспортировку бронетехники непосредственно в районах операций. Благодаря своей модульной конструкции, эти суда способны выполнять множество функций, выходящих за рамки чисто логистической поддержки. Они могут быть эффективно задействованы в гуманитарных миссиях, поисково-спасательных операциях, медицинских эвакуациях в чрезвычайных ситуациях, а также оказывать поддержку десантным операциям, значительно расширяя операционный потенциал португальского флота.

Каждое судно будет оснащено кормовой рампой типа ro-ro, способной перевозить до 20 легких тактических бронированных машин, что значительно повышает возможности по переброске техники. Интегрированная система связи обеспечит необходимые функции командования и управления, способствуя эффективной координации флота. Технические характеристики впечатляют: длина судна составит 137 метров, водоизмещение превысит 11 000 тонн, а максимальная скорость – более 18 узлов, достигаемая благодаря дизельной силовой установке. Судно сможет автономно находиться в море до 90 суток без пополнения запасов, а его операционная дальность плавания на крейсерской скорости превысит 14 000 морских миль. На борту предусмотрены комфортные условия для размещения до 100 человек экипажа и обслуживающего персонала.

В состав оборудования корабля войдут современные системы, предназначенные для противовоздушной обороны и общевойсковых операций, включая комплексы ближнего боя (CIWS), дистанционно управляемые 12,7-мм орудия, системы постановки помех и ложных целей, а также передовые сенсоры для повышения ситуационной осведомленности. Грузовместимость предусматривает хранение топлива F-76 и F-44, пресной воды, генеральных грузов, боеприпасов, а также место для шести 20-футовых контейнеров. Это позволяет судну выполнять функции командования и управления, одновременно обеспечивая как твердыми, так и жидкими грузами в ходе поддержки флота как в мирное, так и в военное время.

Стоит отметить, что этот проект является частью более широкой программы модернизации ВМС Португалии. Так, в октябре 2024 года Damen Shipyards Group провела совместную церемонию резки стали и закладки киля для NRP Dom João II, классифицированного как многоцелевое судно и также предназначенного для португальского флота. Эти инициативы свидетельствуют о последовательном стремлении Португалии к усилению своих морских возможностей за счет сотрудничества с ведущими мировыми судостроительными компаниями.