Новая инерциальная навигационная система для вертолетоносцев ВМС Франции



Крупный оборонный проект реализуется во Франции: компания CNN MCO, дочернее предприятие Equans France, заключила стратегическое партнерство с такими лидерами оборонной промышленности, как Thales и CS Group (входящая в Sopra Steria). Целью альянса является внедрение передовой инерциальной навигационной системы для десантных вертолетоносцев ВМС Франции, что ознаменует значительное усиление их операционных возможностей.

Модернизация навигационных систем на кораблях типа PHA (Porte-Hélicoptères Amphibie) осуществляется под непосредственным контролем Службы поддержки флота (Service de soutien de la flotte, SSF) ВМС Франции. Именно SSF поручила выполнение этих критически важных работ компании CNN MCO, которая уже является ключевым подрядчиком по контракту на обслуживание и поддержку французского флота.

Этот проект является неотъемлемой частью более широкой программы поддержания оперативной готовности (MCO) всего военно-морского флота Франции, что подчеркивает его системный характер и долгосрочную перспективу.

Восьмилетний контракт CNN MCO, заключенный еще в 2022 году, охватывает все бортовые системы трех вертолетоносцев типа PHA: Mistral, Tonnerre и Dixmude. Кроме того, соглашение включает в себя техническое обслуживание и эксплуатационную поддержку командно-поставочного судна Somme типа BCR, демонстрируя комплексный подход к обеспечению боеготовности ключевых единиц флота.

Примечательно, что данное партнерство объединяет исключительно французские компании, формируя прочный консорциум, нацеленный на максимальную производительность военно-морских систем и укрепление технологического суверенитета страны в сфере оборонных разработок.

Центральным элементом новой системы является инерциальная навигационная система TopAxyz, разработанная компанией Thales. Ее ключевая особенность заключается в способности определять положение, скорость и курс судна полностью автономно, используя данные исключительно от внутренних бортовых датчиков, таких как акселерометры и гироскопы. Это обеспечивает критически важную независимость от внешних сигналов, в частности от спутниковых систем навигации вроде GPS, гарантируя надежность в условиях возможного противодействия или отсутствия сигнала.

Компания CS Group, со своей стороны, вносит неоценимый опыт в интеграции сложных навигационных систем в специфическую военно-морскую среду. Инерциальные блоки Thales интегрируются в более широкую навигационную архитектуру, разработанную CS Group, что обеспечивает их бесшовное и эффективное функционирование как части единого комплекса.

Работы по установке и интеграции новой системы тщательно скоординированы с графиками планового технического обслуживания кораблей, что позволяет минимизировать время простоя и обеспечить непрерывный процесс модернизации вплоть до 2027 года.

Развертывание новой навигационной системы уже началось с ее установки на борту Mistral во время планового технического обслуживания на военно-морской базе в Тулоне. Затем последуют аналогичные работы на вертолетоносцах Dixmude и Tonnerre, обеспечивая последовательное обновление всего флота PHA.

В ходе всего процесса CNN MCO осуществляет полное управление интеграцией, проводит тщательное тестирование и осуществляет общий надзор, тесно взаимодействуя с командами SSF для обеспечения максимальной эффективности и соответствия высоким стандартам ВМС Франции.

Предварительные исследования, направленные на адаптацию и подготовку к модернизации, потребовали колоссальных усилий: внутреннее конструкторское бюро CNN MCO, совместно с инженерами Thales и CS Group, затратило около 1500 инженерных часов на проектирование и планирование интеграции.

На сегодняшний день в рамках этой масштабной программы уже проведено более 40 раундов пересмотра и модернизации, что привело к успешному завершению более 50 обновлений на трех судах за двухлетний период, демонстрируя высокую динамику и результативность проекта.

Комментируя значение проекта, заместитель директора CNN MCO Селин Баразер заявила: «Эта программа подтверждает способность CNN MCO выполнять сложные модернизации в условиях корабельной среды. Мы гордимся тем, что вносим свой вклад в обновление чувствительного оборудования на этих судах в рамках полностью французской инициативы, работая в тесном сотрудничестве с SSF, Thales и CS Group».