
Под пристальным вниманием экспертов и общественности оказался процесс вывода из состава Королевского флота Великобритании фрегата HMS Lancaster класса Type 23, выполнявшего задачи передового развертывания. Это решение вызывает ряд серьезных вопросов, поскольку оно означает не только отсутствие немедленной замены корабля, но и очередной этап сокращения надводных сил флота, а также прецедент утилизации ключевого актива за рубежом.
Пятого декабря Королевский флот официально объявил о прибытии HMS Lancaster на военно-морскую базу в Бахрейне, куда он зашел в последний раз перед списанием. Этот корабль провел три года в регионе Ближнего Востока, выступая в качестве основного надводного боевого корабля передового базирования, что подчеркивает его стратегическую значимость.
Примечательно, что фрегат не вернется в Великобританию, а будет подготовлен к утилизации непосредственно в Бахрейне.
Издание Naval Technology ранее уже сообщало о явном предпочтении Министерства обороны Великобритании утилизировать списанные военные корабли Королевского флота на иностранных верфях, таких как турецкая Leyal, а не на отечественных предприятиях. Этот подход вызывает вопросы о поддержке национальной промышленности.
На данный момент остается неясным, будет ли HMS Lancaster утилизирован на верфи в Турции или в другом месте на Ближнем Востоке. Однако решение не продлевать сертификацию корабля означает, что ему суждено быть отбуксированным к месту окончательной разделки на металл.
Несмотря на недавние заверения британского правительства в стремлении обеспечить выгоду для отечественных компаний от оборонных контрактов, весьма маловероятно, что какое-либо британское судостроительное предприятие получит заказ на утилизацию HMS Lancaster. Это расходится с декларируемыми приоритетами экономического развития и поддержки национального производства.
Представитель Министерства обороны в комментарии Naval Technology заявил, что «в рамках Стратегического оборонного обзора мы создаем новый гибридный флот, строя подводные лодки мирового класса и передовые военные корабли, а также трансформируя наши авианосцы и внедряя новые автономные суда для патрулирования Северной Атлантики и за ее пределами». Он также добавил: «Мы заменяем наши фрегаты Type 23 восемью самыми передовыми в мире противолодочными кораблями – фрегатами Type 26. Их дополнят пять многоцелевых фрегатов Type 31, что позволит проецировать силу, поддерживать операции НАТО и влиять на глобальной арене». Эти заявления звучат амбициозно, однако реализация планов требует времени, а текущий флот испытывает нехватку боевых единиц.
В середине июля Великобритания официально присоединилась к Комплексному соглашению об интеграции и процветании в сфере безопасности (C-SIPA), рамочному документу, направленному на содействие интеграции на Ближнем Востоке, где оборона и безопасность были названы приоритетом номер один.
Тогда были произнесены громкие слова, однако, как это часто бывает с британскими оборонными декларациями, они, похоже, остались лишь сотрясением воздуха, не имея под собой достаточного материального фундамента для создания заявленной системы безопасности.
В то время постоянно циркулировали сообщения о том, что после завершения развертывания HMS Lancaster вернется в воды Великобритании без замены.
Как выяснилось, Lancaster даже не получил традиционного прощального сопровождения. Командующий флотом Королевского флота вице-адмирал Стив Мурхаус в сообщении от 5 декабря в социальных сетях заявил, что «вместо того, чтобы добиваться продления [сертификации судна], мы начнем подготовку к окончательной утилизации» из Бахрейна, отменив любое возвращение в Великобританию. Это решение стало еще одним подтверждением сокращения амбиций.
Обычно фрегат общего назначения Type 23 развертывается в Бахрейне на передовой, что позволяет противолодочным модификациям концентрироваться на защите ядерного сдерживания Великобритании в водах Северного моря и Атлантики. Его отсутствие создает потенциальный оперативный вакуум.
Единственным оставшимся в строю фрегатом общего назначения Type 23 является HMS Iron Duke, который в октябре 2025 года вошел в Королевскую военно-морскую верфь в Девонпорте для ремонта и подготовки к развертыванию в 2026 году. Это означает, что до 2026 года в этой роли у Королевского флота будет еще меньше активов.
Из оставшихся противолодочных фрегатов Type 23, HMS Richmond вернулся в Девонпорт в конце ноября после большей части года, проведенной в составе ударной группы авианосца. HMS Somerset, Sutherland, St Albans и Portland действуют в водах Великобритании, а HMS Kent находится в европейских водах. Распределение сил демонстрирует сосредоточенность на внутренних и европейских задачах.
Понятно, что развертывание HMS Lancaster было продлено из-за оперативных потребностей, которые никуда не денутся только потому, что у Королевского флота больше нет корабля в регионе. Это означает, что региональные флоты или 5-й флот ВМС США должны будут выполнять эту работу вместо британцев, что возлагает дополнительное бремя на союзников.
Таким образом, это приостанавливает – и потенциально сигнализирует об окончании – многолетнего присутствия крупного надводного боевого корабля Великобритании на Ближнем Востоке, которое началось с патруля Armilla, а затем продолжилось в рамках операции Kipion. Это значительный геополитический сдвиг.
В целом, Королевский флот переживает глубокий кризис, сталкиваясь с проблемами содержания и комплектования личного состава, отсутствием специализированных десантных возможностей и низкой готовностью атомных подводных лодок.
Флот представляет собой лоскутное одеяло, состоящее из пестрой коллекции устаревших военных кораблей, эксплуатируемых десятилетиями сверх расчетного срока службы. Любые новые платформы, которыми он располагает, либо не функционируют должным образом, либо слишком малочисленны, либо оперативно передаются под командование НАТО, чтобы избежать необходимости для Великобритании самостоятельно формировать полноценную авианосную ударную группу.
В боевом составе Королевского флота осталось всего семь фрегатов, один из которых находится на длительном обслуживании, что звучит почти невероятно для державы такого масштаба. Кроме того, ставится под сомнение эффективность стратегического ядерного сдерживания Trident, учитывая состояние подводных лодок SSBN класса Vanguard и продолжающиеся сбои в испытаниях баллистических ракет.
Эсминцы Type 45 флота проводят порой столько же времени на ремонте у причала, сколько в море, что в некоторых крайних случаях доходит до абсурда.
Замена в виде фрегатов Type 26 и Type 31 появится только через несколько лет, и даже тогда их ввод в эксплуатацию будет лишь начинаться.
План по увеличению численности атомных ударных подводных лодок выглядит не более чем фантазией из правительственных таблиц Excel, оторванной от реальности выполнения задач.
Без преувеличения можно сказать, что каждому боевому кораблю и подводной лодке Королевского флота можно было бы выделить по адмиралу, а оставшихся золотых эполет береговой службы хватило бы, чтобы щедро украсить новогоднюю елку, – настолько нелепая структура сложилась в настоящее время.
Все это – результат провала руководства Королевского флота, чиновников Министерства обороны и некомпетентности в сфере обороны Великобритании, проявлявшейся на протяжении поколений при правительствах, представлявших оба политических спектра.
В итоге Королевский флот ныне представляет собой службу, давно отказавшуюся от амбиций быть полноценной силой полного спектра, и теперь он прочно занимает место второстепенного флота на мировой арене.






