Анализ официальных данных, опубликованных Министерством обороны Великобритании, выявил тревожную тенденцию для местного оборонно-промышленного комплекса. Средняя стоимость контрактов, заключенных с иностранными компаниями в период с июля 2024 по июнь 2025 года, оказалась на 23,1% выше, чем у британских поставщиков, что ставит под сомнение эффективность поддержки национальной промышленности.
Согласно письменному ответу, представленному в парламенте заместителем министра обороны Марией Игл, за указанный 12-месячный период 1244 контракта на общую сумму 17 миллиардов фунтов стерлингов были присуждены компаниям, базирующимся в Соединенном Королевстве. В то же время 174 контракта на сумму 3 миллиарда фунтов стерлингов достались поставщикам из–за рубежа. Простой расчет показывает, что средняя стоимость одного контракта для иностранной компании превысила 17,2 миллиона фунтов, тогда как для британского подрядчика этот показатель составил чуть более 13,6 миллиона.
Кроме того, еще 1256 контрактов на общую сумму 3 миллиарда фунтов находятся в стадии «сверки данных» для определения фактического местоположения базы поставок, что может в будущем дополнительно скорректировать эту статистику. Мария Игл также уточнила, что хотя контракты формально присуждаются по административному адресу, указанному в заявке победителя, фактическое выполнение работ или поставка товаров «может осуществляться международной материнской компанией», что усложняет оценку реального вклада в экономику Великобритании.
Сложившаяся ситуация проливает свет на существующие пробелы в британской оборонной промышленности. Особенно остро зависимость от зарубежных технологий и компетенций проявляется в сухопутном секторе, где для модернизации и поставки новой бронетехники приходится активно привлекать иностранных партнеров. В авиационной и военно–морской отраслях позиции британских компаний традиционно сильнее – они все еще сохраняют способность поставлять вооруженным силам платформы «под ключ». Однако эксперты опасаются, что стратегические решения в пользу зарубежной техники, как, например, закупка истребителей F-35, могут со временем ослабить и этот промышленный потенциал.
На фоне этих вызовов новое правительство Великобритании, пришедшее к власти в середине 2024 года, пытается использовать оборонный сектор в качестве драйвера экономического роста. Было заявлено о намерении увеличить оборонные расходы до 5% ВВП, хотя реализация этого плана рассчитана на медленный десятилетний период. При этом, как показал предыдущий анализ, в общие оборонные расходы для бюджетных целей могут включаться и невоенные бюджеты, например, Единый разведывательный счет спецслужб. Более того, до двух третей от заявленных 5% ВВП могут составить инвестиции в инфраструктуру двойного назначения, такую как телекоммуникации и дороги, что ставит под сомнение реальный объем финансирования непосредственно вооруженных сил и ОПК.