
Великобритания готовится объявить о достижении ее флотом стелс-истребителей F-35 полной оперативной готовности (FOC). Однако, по мнению экспертов, это заявление будет преждевременным, поскольку программа сталкивается с системными трудностями, не позволяющими реализовать ее потенциал, что является очередным тревожным показателем многочисленных проблем в военном секторе страны.
В текущей ситуации британская программа F-35 отстает на несколько лет от графика по подготовке необходимого числа авиационных техников и инженеров. Вооруженные силы продолжают страдать от медленных темпов обучения и постоянных проблем с набором персонала.
Хотя данные о доступности флота истребителей пятого поколения, который в Великобритании насчитывает 37 самолетов, остаются строго засекреченными, недавний доклад Комитета по государственным счетам (PAC) о программе F-35 обнажил ряд серьезных трудностей, препятствующих эффективному использованию этих машин.
В своем отчете PAC прямо указал, что программа F-35 сталкивается с «неприемлемой нехваткой нескольких категорий персонала, включая инженеров, специалистов по кибербезопасности, пилотов и квалифицированных летных инструкторов».
Касательно последней категории, PAC сообщил, что в 2025 году было заполнено лишь пять из шестнадцати должностей летных инструкторов для программы F-35.
Ранее издание Airforce Technology уже сообщало о нехватке полностью обученных пилотов F-35, при этом соотношение самолетов к пилотам составляло почти 1–1. Это число включало иностранных пилотов, временно прикомандированных к британскому флоту.
Далее в отчете отмечается, что Министерство обороны (MoD) признало: нехватка инженеров, наблюдаемая во всех вооруженных силах, была «усугублена» неверным расчетом необходимого количества специалистов на каждый истребитель F-35.
Для устранения дефицита требуется обучить дополнительно 168 авиационных инженеров – процесс, который, по оценке PAC, займет «несколько лет».
В ответ на критику министр по делам вооруженных сил Великобритании Люк Поллард выступил в защиту MoD, заявив, что ведомство «значительно» увеличило набор инженеров за последние два года.
«Однако, – добавил Поллард, – время, необходимое для подготовки инженеров, означает, что пройдет от трех до четырех лет, прежде чем программа достигнет требуемых показателей».
Показатели исправности F-35 считаются крайне низкими: в 2024 году флот смог выполнить лишь около трети целевого времени, необходимого для выполнения всех предусмотренных миссий.
Во время развертывания авианосца HMS Prince of Wales в Индо-Тихоокеанском регионе в 2025 году, британский F-35 был вынужден совершить аварийную посадку в Индии из-за механических неполадок. Самолет несколько дней находился на взлетно-посадочной полосе на всеобщем обозрении без присмотра со стороны Великобритании, прежде чем был перемещен в ангар и отремонтирован.
Учитывая тесные связи Индии с Россией, возникли серьезные опасения, что высокосекретные элементы F-35 – такие как подъемный вентилятор, сопло двигателя и стелс-покрытие – могли быть скомпрометированы.
Хотя ожидается, что Великобритания объявит о достижении FOC своим флотом F-35 к концу 2025 года, вооруженные силы по-прежнему испытывают дефицит в управляемых ракетах класса «воздух–земля» большой дальности. Единственным боеприпасом, способным поражать наземные цели, остаются свободнопадающие бомбы серии GBU, поставляемые из США.
Интеграция ракеты SPEAR 3 класса «воздух–земля» не ожидается ранее начала 2030-х годов, а возможно, и значительно позже, судя по предыдущим срокам интеграции вооружений в Великобритании.
Также прогнозируется, что доступность F-35 еще больше снизится, поскольку самолеты, возвращающиеся с развертывания на авианосцах в этом году, пройдут период технического обслуживания, прежде чем будут возвращены в строй. Медленные темпы закупки F-35 означают отсутствие резервных мощностей для компенсации дефицита авиатехники.
Недавно Великобритания также приняла решение о приобретении двенадцати самолетов F-35A обычной модификации, которые значительно отличаются от эксплуатируемой в настоящее время версии B, неспособной взлетать и приземляться на авианосцы Королевского флота. Варианты F-35A – когда бы они ни поступили – создадут дополнительные проблемы с обслуживанием для уже перегруженного кадрового состава.
Кроме того, усилия по поиску краткосрочной экономии, такие как задержка закупок новых самолетов, решение о приостановке строительства национального объекта для обслуживания стелс-покрытий, задержки с развитием инфраструктуры и рост общих издержек – все это способствует ослаблению флота.
PAC сообщил, что MoD «много лет не обновляло» общедоступные данные о стоимости программы F-35 на протяжении всего срока службы. Эта цифра «почти не увеличивалась» с момента оценки в 2013 году в 18,4 млрд фунтов стерлингов (24,1 млрд долларов США) при сроке эксплуатации до 2048 года.
При этом официально заявленный срок вывода из эксплуатации флота F-35B установлен на 2069 год – тот же год, когда планируется списание авианосцев Королевского флота.
PAC отметил, что в 2025 году MoD обновило свою оценку после отчета Национального аудиторского управления (NAO) до почти 57 млрд фунтов стерлингов для всех 138 запланированных самолетов, со сроком до 2069 года. Однако эта новая цифра не учитывала расходы на топливо, инфраструктуру и персонал, которые были включены в оценку NAO в 71 млрд фунтов стерлингов.
Нехватка пилотов, инженеров и инструкторов в сочетании с недостаточным количеством самих самолетов, страдающих от низкой доступности, а также ограниченные кинетические возможности – все это означает, что флот F-35 Великобритании как боевая сила становится все более неэффективным.
Хотя самолеты F-35 обладают дополнительными возможностями благодаря их ориентированности на данные и функциям радиоэлектронной борьбы, в качестве ударного средства стоимостью 71 млрд фунтов стерлингов у Великобритании есть гораздо более дешевые и эффективные альтернативы.






