
Великобритания получила значительный импульс для своего аэрокосмического сектора после того, как Турция подтвердила заказ на 20 истребителей Eurofighter Typhoon. Эта сделка, ориентировочной стоимостью более 5 млрд фунтов стерлингов, обеспечит дальнейшую загрузку производственных мощностей BAE Systems в Уортоне и рассматривается как спасательный круг для британской оборонной промышленности.
Как было объявлено 27 октября, компания BAE Systems, являющаяся ведущим подрядчиком Великобритании в оборонной сфере, подтвердила, что контракт на сумму 5,4 млрд фунтов стерлингов (7,2 млрд долларов США) предусматривает производство основных компонентов планера, окончательную сборку самолетов и интеграцию вооружения на ее предприятиях в Ланкашире.
BAE Systems выступает флагманом Великобритании в программе Eurofighter, владея 37,5 % акций в консорциуме с другими европейскими оборонными гигантами, такими как Airbus. Компания несет ответственность за проектирование, производство, модернизацию, техническое обслуживание и экспорт истребителей Typhoon на ключевые международные рынки. Пакет вооружений для этих самолетов будет в основном поставляться европейским производителем ракет MBDA, в котором BAE Systems также имеет долю в 37,5 %.
Турция станет десятым оператором истребителя Eurofighter Typhoon, присоединившись к таким странам, как Великобритания, Германия, Испания, Италия, Австрия, Оман, Катар, Кувейт и Саудовская Аравия. Эти самолеты, в частности, используются Королевскими ВВС Великобритании для выполнения задач по обеспечению постоянной боевой готовности (QRA), защищая воздушное пространство страны.
Переговоры с Анкарой приобрели решающее значение на фоне того, что Великобритания в последние годы сместила акцент на закупку стелс-истребителей F-35A у США, что вызвало вопросы о поддержке собственной оборонной экосистемы. Хотя BAE Systems также участвует в программе F-35, ее роль там менее значительна по сравнению с участием в Eurofighter, где она выступает в качестве младшего партнера американского гиганта Lockheed Martin. Существуют опасения относительно будущего производственной линии Eurofighter, которая, как ожидается, будет переориентирована на создание истребителя нового поколения GCAP. Однако неопределенность сроков реализации этой программы порождает обеспокоенность потерей квалифицированных кадров, что уже наблюдалось в британском секторе подводного флота. Недавно инженеры BAE Systems на заводе в Уортоне даже проголосовали за начало забастовки в ноябре, что подчеркивает существующую напряженность.
Выбор Турции в пользу Eurofighter особенно примечателен, учитывая ее давние поиски боевых самолетов четвертого и пятого поколений. Ранее Анкара активно пыталась приобрести американские F-35, однако была исключена из программы в 2019 году после закупки российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Этот шаг вызвал серьезную напряженность в отношениях с США. Примечательно, что предыдущие опасения США по поводу приобретения Турцией российских систем ПВО, похоже, не помешали заключению соглашения по Eurofighter, что может указывать на изменение геополитической динамики.
При этом сохраняются тесные связи между Турцией и Россией, что может поднять вопросы о потенциальном доступе Москвы к данным о возможностях Typhoon. Остается неясным, как нынешняя сделка по Eurofighter повлияет на ранее достигнутое соглашение с США о поставке Анкаре 40 новых истребителей F-16 Block 70 и 79 комплектов для модернизации существующего парка самолетов. В настоящее время ВВС Турции располагают более чем 200 истребителями F-16 C/D.
Параллельно Турция активно развивает собственную национальную программу по созданию боевого истребителя пятого поколения, известного как KAAN. Эти масштабные оборонные инициативы отражают значительный рост военного бюджета страны: по данным GlobalData, он увеличился с 13,4 млрд долларов США в 2020 году до 44,5 млрд долларов США в 2024 году, демонстрируя амбиции Анкары в сфере обороны и безопасности.





