Бюджет Великобритании: оборонный сектор вновь остался без внимания



Сентябрьский бюджет Великобритании, попавший в СМИ до официального оглашения в нарушение парламентской политики, представил ряд фискальных мер. Однако для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны он оказался скуден на конкретику, лишь подтвердив ранее известные планы. Основное внимание теперь приковано к долгожданному Инвестиционному плану в сфере обороны, публикация которого ожидается до конца текущего года, и который, возможно, даст более чёткиe ориентиры для развития военных технологий.

Единственная существенная информация для оборонного сектора появилась незадолго до этого, в ходе вопросов премьер-министру. Глава правительства Великобритании Кир Стармер подтвердил, что программа New Medium Helicopter (NMH) по-прежнему будет реализована. В ответ на запрос парламентского коллеги Стармер заявил: «Мы продолжаем реализацию программы [NMH], чтобы обеспечить наши вооруженные силы современным оборудованием». Он также, что примечательно, добавил, что Великобритания является «ведущим членом НАТО», подчёркивая таким образом свою приверженность оборонному потенциалу. Инициатива NMH нацелена на замену устаревающего парка вертолётов, что критически важно для оперативной мобильности сухопутных войск и специальных операций, а также для обеспечения логистических потребностей на современном театре военных действий.

Помимо этого, в бюджетных документах упоминалось лишь подтверждение со стороны канцлера казначейства Рэйчел Ривз о намерении Великобритании тратить 2,6% ВВП на оборону к апрелю 2027 года. Этот показатель уже был известен и до текущего момента не получил детализации о механизмах его достижения. Ранее эксперты, в том числе аналитики специализированного издания Army Technology, указывали на необходимость достаточно «гибкой» интерпретации того, что именно квалифицируется как «оборона», чтобы достичь заявленного уровня расходов, что может включать в себя не только прямые военные закупки, но и смежные области.

Отсутствие значимых анонсов в бюджете вызвало разочарование среди представителей аэрокосмической и оборонной промышленности. Алан Фишер, исполнительный директор Farnborough Aerospace Consortium (FAC) – организации, представляющей сотни компаний в аэрокосмическом, авиационном, оборонном и космическом секторах, – выразил мнение, что бюджет лучше оценивать по тому, что он упустил, а не по тому, что включил. «Бюджет досадно не содержал никаких заявлений, касающихся аэрокосмического и авиационного секторов, в которых мы являемся мировыми лидерами», – прокомментировал Фишер, подчеркнув, что отсутствие стратегического видения в этих областях может подорвать конкурентоспособность страны.

Фишер признал, что инвестиции в оборонную сферу всё же приносят пользу членам FAC, участвующим в цепочках поставок. Он также отметил несколько позитивных моментов для бизнеса, таких как сохранение корпоративного налога на уровне 25 процентов, увеличение налоговых стимулов для предприятий, льготы для листингов в Великобритании и постоянная 40-процентная надбавка за первый год для основных активов. Однако эти меры, по его словам, не компенсируют отсутствие адресной поддержки ключевых отраслей.

В то же время, Фишер акцентировал внимание на сохраняющихся «чрезвычайно высоких» ценах на энергоносители и отсутствии в бюджете конкретных мер, направленных на снижение издержек для бизнеса. Он также указал на неопределенность относительно влияния повышения минимальной и прожиточной заработной платы на процесс найма персонала, что, по его мнению, может стать дополнительным вызовом для компаний в условиях экономической нестабильности. Таким образом, несмотря на подтверждение некоторых программ и сохранение общих целей по расходам, британский оборонно-промышленный комплекс вынужден ждать более конкретных решений, которые, как ожидается, будут представлены в грядущем Инвестиционном плане.