
Агентство Southwest Research Institute (SwRI) заключило значительный семилетний контракт с Военно-воздушными силами США (ВВС США) на сумму $9.9 миллионов. Целью данного соглашения является прогнозирование срока службы критически важных компонентов шасси истребителей F-16 Fighting Falcon, что подчеркивает стремление ВВС к оптимизации обслуживания и продлению эксплуатационной готовности своего парка.
Основная задача SwRI в рамках этого проекта будет заключаться в разработке передовых методик для точного определения оптимального времени замены деталей шасси. Кроме того, специалисты института займутся выявлением корневых причин отказов и деградации материалов, а также выработкой рекомендаций по усовершенствованию текущих практик технического обслуживания, что позволит значительно сократить непредвиденные простои и повысить безопасность полетов.
Этот контракт является частью масштабной программы Comprehensive Landing Gear Integrity Programme, представляющей собой соглашение типа Indefinite Delivery Indefinite Quantity (IDIQ) сроком на 20 лет. Подобные контракты обеспечивают гибкость и долгосрочное сотрудничество в ключевых областях.
Общая стоимость данной амбициозной программы оценивается в $300 миллионов, и она распределена между тремя ведущими организациями, одной из которых является SwRI. Такое распределение усилий свидетельствует о комплексном подходе к решению проблем долговечности и надёжности авиационного шасси.
Как отметила ведущий инженер SwRI Лора Хант, шасси воздушных судов подвергаются уникальным нагрузкам и условиям эксплуатации, значительно отличающимся от тех, что испытывают другие компоненты самолёта. «Мы анализируем ударные нагрузки при приземлении, напряжения от буксировочных операций, а также такие факторы, как коррозия и вибрация, – пояснила она. – Всё это делает шасси особенно уязвимым к усталостным повреждениям и общему износу с течением времени».
Для достижения поставленных целей SwRI планирует использовать комплексный подход, включающий анализ данных бортовых самописцев, полномасштабные испытания, передовые методы прогнозирования ресурса и вероятностный анализ. Эти методы призваны значительно повысить точность и эффективность существующих методик оценки срока службы компонентов шасси.
«Наш обширный опыт в прогнозировании усталостного ресурса и уникальные возможности в области вероятностного анализа выделяют SwRI среди прочих в этой работе, – добавила Хант. – Это позволяет нам с большей уверенностью предсказывать срок службы этих деталей, одновременно учитывая присущие им неопределённости».
Следует отметить, что SwRI на протяжении нескольких десятилетий оказывает ВВС США неоценимую техническую и инженерную поддержку. Институт активно участвует в таких ключевых инициативах, как Aircraft Structural Integrity Programme (Программа обеспечения структурной целостности воздушных судов) и деятельность Центра продления срока службы авиационных конструкций (CAStLE) при Академии ВВС США.
Среди значимых достижений SwRI – разработка систем мониторинга структурного состояния, создание специализированных инспекционных датчиков и вклад в развитие программного обеспечения NASGRO, широко используемого для анализа развития трещин усталости и разрушений в конструкциях и механических компонентах. Эти разработки имеют критическое значение для поддержания безопасности и долговечности военной авиации.
Истребитель F-16 Fighting Falcon, принятый на вооружение в 1978 году, является одним из самых массовых и успешных многоцелевых боевых самолётов в мире. В настоящее время в активной эксплуатации находится более 2 000 таких машин. Согласно данным ВВС США, F-16 способен осуществлять полёты на дистанции свыше 860 километров при выполнении задач класса «воздух-поверхность», что подчёркивает его универсальность и стратегическую важность. Поддержание его лётной годности через такие программы, как контракт с SwRI, является приоритетом для американских ВВС.





