Заявление Трампа о ядерных испытаниях: США отвечают на эскалацию гонки вооружений



Бывший президент США Дональд Трамп выступил с резонансным заявлением, призвав Министерство обороны, которое он в своём обращении назвал «Военным департаментом», возобновить проведение ядерных испытаний.

В своей публикации 30 октября на платформе Truth Social Трамп объяснил этот шаг необходимостью ответить на аналогичные программы испытаний других стран, в частности России и Китая. Он заявил: «Из-за программ испытаний других стран, а именно России и Китая, я поручил Военному департаменту начать испытания нашего ядерного оружия на равной основе».

Тем не менее, бывший глава государства не уточнил характер предполагаемых возобновленных ядерных испытаний. Осталось неясным, подразумевают ли они развертывание ядерных боеголовок, и каким способом будут осуществляться пуски –– с воздуха, моря или суши.

Это заявление последовало вскоре после того, как Россия провела испытания крылатой ракеты Burevestnik с ядерной силовой установкой и возможностью нести ядерную боевую часть. Представители Кремля, в свою очередь, подчеркнули, что данные испытания не подпадают под ограничения международных договоров, касающихся ядерного оружия.

Последнее ядерное испытание США было проведено более 30 лет назад, после окончания Холодной войны, примерно в 65 милях к северу от Лас-Вегаса. Тогда испытывался экспериментальный образец, а не стандартное вооружение.

Вооруженные силы США располагают ядерной триадой, включающей межконтинентальные баллистические ракеты Minuteman III наземного базирования, баллистические ракеты Trident II, запускаемые с подводных лодок, и стратегические бомбардировщики.

Значительная часть этого арсенала устарела без проведения полноценной модернизации. В условиях глубокого геополитического раскола это может стать потенциальным стратегическим упущением, подрывающим оборонный потенциал страны.

В последнем Обзоре ядерной политики (NPR) 2022 года было отмечено, что подобные риски не отвечают национальным интересам, что побудило предшественника Трампа, Джо Байдена, проводить политику «ответственного управления ядерным оружием». Эта политика, как предполагается, включает комплексную модернизацию ядерных вооружений, в частности –– переход от ракет Minuteman III к межконтинентальным баллистическим ракетам LGM-35A Sentinel.

На сегодняшний день ядерным оружием обладают девять государств, перечисляемых в порядке убывания их ядерного потенциала: Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Индия, Пакистан, предположительно Израиль и Северная Корея.

Хотя Трамп утверждал, что США обладают наибольшим количеством ядерного оружия (несмотря на то, что некоторые наблюдатели приписывают первенство России), Россия, тем не менее, располагает самым большим числом ядерных боеголовок.

В совокупности эти страны располагают примерно 12 331 ядерной боеголовкой, из которых более 9 600 находятся в активных военных арсеналах, согласно данным отчета Status of the Worlds Nuclear Forces (2025 год) Федерации американских ученых. Хотя это значительно меньше пиковых значений Холодной войны, когда количество боеголовок достигало около 70 000, ожидается, что в ближайшее десятилетие ядерные арсеналы будут расти, а современные средства доставки значительно превосходят по возможностям своих предшественников.

Договор New START, ограничивающий ядерные силы США и России, истекает 4 февраля 2026 года.

Для некоторых экспертов двусторонний контроль над ядерными вооружениями накладывает неоправданные ограничения на размер и гибкость ядерного потенциала США. Это, по их мнению, может помешать способности Вашингтона адекватно реагировать на растущий ядерный арсенал Китая и агрессивную позицию России в Европе. В то же время, привлечение Китая к этому процессу могло бы значительно расширить преимущества сотрудничества в области контроля над вооружениями.

Нынешняя, так называемая «третья ядерная эра», характеризуется сокращением разрыва в ядерных возможностях между США и их потенциальными противниками. Этот факт был отмечен самим Трампом в его публикации, где он указал на Китай как на одного из конкурентов, который, как ожидается, существенно сократит отставание в ближайшие пять лет.

По оценкам Министерства обороны США, к 2030 году Китай будет обладать более чем 1000 ядерных боеголовок. Прошедший в начале сентября 2025 года парад Победы в Китае продемонстрировал пять типов ядерных вооружений, способных достичь континентальной части США.

Особую же уникальность «третьей ядерной эры» придает расширение самого понятия ядерного сдерживания. Согласно Обзору ядерной политики, администрация Байдена пересмотрела свою доктрину, отказавшись от принципа «неприменения первым». Теперь ядерное сдерживание распространяется и на неядерные, или конвенциональные, формы нападений, которые, как указано в документе, могут оказывать «разрушительные последствия» не меньшего масштаба.

Активная гибридная деятельность России уже продемонстрировала подобные стратегические эффекты в конвенциональной сфере –– от перерезания подводных интернет-кабелей до разработки ядерного потенциала для уничтожения спутников в околоземном пространстве.