Eurodrone: Европа приступает к производству прототипов своего БПЛА MALE



Европа делает решительный шаг к укреплению своей оборонной автономии: программа по созданию беспилотного авиационного комплекса средней высотности и большой продолжительности полета (MALE RPAS), известного как Eurodrone, перешла на стадию производства прототипов. Этот важнейший рубеж стал возможным после успешного завершения критического анализа проекта (CDR). Данное событие знаменует собой не только окончание длительного этапа проектирования, но и открывает путь к изготовлению опытных образцов, проведению наземных испытаний и, в конечном итоге, к первому полету, который ожидается с большим нетерпением в оборонной сфере континента.

Руководство программы подчеркивает, что эти шаги призваны подтвердить статус Eurodrone как краеугольного камня будущей европейской воздушной мощи, способной обеспечить суверенитет и стратегические интересы региона. Напомню, предварительный анализ проекта летательного аппарата был завершен в мае 2024 года, что свидетельствует о последовательном прогрессе в реализации этой амбициозной инициативы.

Программа MALE RPAS была запущена в 2016 году и объединила усилия ведущих европейских государств – Германии, Франции, Италии и Испании. Управление проектом осуществляется по линии Организации по совместному сотрудничеству в области вооружений (OCCAR), что подчеркивает коллективный характер усилий. Примечательно, что в начале 2025 года к Японии в качестве наблюдателя присоединилась Индия, получив статус, предоставляемый странам, не являющимся членами, но заинтересованным в участии в деятельности под эгидой OCCAR. Это расширение круга участников, даже в статусе наблюдателей, говорит о растущем международном интересе к Eurodrone.

Разработанный консорциумом Airbus Defence & Space, Leonardo и Dassault Aviation, Eurodrone представляет собой передовой беспилотный летательный аппарат, предназначенный для выполнения широкого спектра миссий, включающих разведку, наблюдение, целеуказание и рекогносцировку (ISR) на протяжении длительного времени. Его появление является значительным шагом вперед, поскольку Eurodrone – это первый полностью европейский БПЛА MALE, спроектированный и построенный без существенной зависимости от неевропейских технологий. Архитектура системы включает передовые решения для обеспечения безопасной и надежной передачи критически важных оперативных данных между наземными станциями и самим аппаратом, что имеет первостепенное значение в современных военных операциях.

Одним из ключевых преимуществ Eurodrone станет его сертификация. Аппарат будет соответствовать стандарту НАТО STANAG 4671, редакция 3, а также соответствующим разделам гражданских авиационных правил. Такая двойная сертификация позволит беспилотнику беспрепятственно выполнять полеты в незарезервированном воздушном пространстве, следуя оптимизированным траекториям. Это значительно повысит его операционную гибкость и позволит интегрировать его в общее воздушное пространство без ограничений, что является новаторским подходом для военных БПЛА.

По данным Airbus, Eurodrone будет оснащен комплексом современных сенсоров и сможет нести максимальную полезную нагрузку до 2,3 тонны (без учета топлива), демонстрируя при этом впечатляющую автономность полета – до 40 часов. Эти характеристики делают его мощным инструментом для длительных и сложных миссий в различных условиях, подтверждая роль Eurodrone как ключевого элемента обороноспособности Европы в ближайшие десятилетия.