
Крупнейшие игроки оборонной промышленности — General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI), Lockheed Martin и L3Harris Technologies — успешно провели демонстрацию совместного взаимодействия пилотируемых и беспилотных систем, открывая новую главу в развитии военной авиации.
На испытательном полигоне в Неваде 21 октября 2025 года истребитель F-22 Raptor нового поколения выступил в роли «командира» для беспилотного летательного аппарата (БПЛА) MQ-20 Avenger от GA-ASI. Пилот F-22 получил беспрецедентную возможность управлять MQ-20 непосредственно в полете, используя планшет Pilot Vehicle Interface и интегрированный в самолет модуль GRACE. Это позволило установить сквозную связь между двумя платформами, что является критически важным шагом к формированию единого боевого пространства.
Ключевым элементом успеха стала установка программируемых радиостанций (SDR) L3Harris: одной на БПЛА MQ-20 Avenger и другой – непосредственно на борту F-22 Raptor. Демонстрация включала интеграцию передовых тактических каналов передачи данных L3Harris Banshee с их SDR Pantera, которые обменивались информацией с использованием открытых радиоархитектур, разработанных Lockheed Martin. Такой подход подчеркивает приверженность использованию непатентованных, находящихся в собственности правительства США коммуникационных систем, а также возможности перехода и повторного использования летного оборудования в рамках концепции Open Mission Systems.
Эта демонстрация является частью продолжающейся серии летных испытаний, финансируемых за счет внутренних исследований и разработок, цель которых – показать «искусство возможного» в сотрудничестве между пилотируемыми и беспилотными системами. Это не просто технологический эксперимент, а фундамент для будущих операционных концепций, где люди и машины работают в беспрецедентной синергии.
Последняя демонстрация логично продолжает серию прорывных достижений. Так, в июне 2025 года GA-ASI объявила о завершении симуляции автономного перехвата, в ходе которой БПЛА MQ-20 Avenger успешно запустил ракету по реальным целям. Ранее, с 19 по 21 февраля 2025 года на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии, GA-ASI уже проводила испытания MQ-20 Avenger, оснащенного программным обеспечением автономности, разработанным правительством США. Эти испытания проходили в рамках серии Orange Flag 25-1 и подтвердили высокий уровень зрелости технологий автономного полета и выполнения задач.
MQ-20 Avenger является частью знаменитой серии беспилотных авиационных систем Predator от GA-ASI, к которой также относятся MQ-9A Reaper, MQ-1C Gray Eagle и модели MQ-9B SkyGuardian (RPA) и SeaGuardian. Эти системы уже доказали свою эффективность по всему миру, а их экспортный потенциал продолжает расти. Подтверждением тому служит недавнее решение Дании, которая в июле 2025 года приобрела четыре MQ-9B SkyGuardian у GA-ASI для усиления своих возможностей наблюдения над Балтийским морем, а также в Арктическом и Североатлантическом регионах, что подчеркивает растущий спрос на передовые беспилотные технологии в стратегически важных акваториях.






