
На фоне продолжающейся модернизации оборонного потенциала стран–членов НАТО, Нидерланды и ряд других государств–партнеров альянса приняли решение отказаться от закупки шести самолетов Boeing E-7 Wedgetail, предназначенных для замены устаревающего флота воздушных систем раннего предупреждения и управления (AWACS) типа Boeing E-3A. Это знаковое решение знаменует собой важный поворот в стратегии обеспечения европейской противовоздушной обороны.
Нынешний парк самолетов E-3A, играющий ключевую роль в мониторинге европейского воздушного пространства со своей базы в Гайленкирхене, Германия, по прогнозам, достигнет предельного срока эксплуатации к 2035 году. Изначально Нидерланды активно участвовали в программе по замене AWACS, объединившей семь стран, включая США, в поиске нового поколения самолетов.
Однако после того как Вашингтон вышел из этой инициативы в июле 2024 года, проект столкнулся с существенными трудностями. Уход столь значимого члена привел к потере как стратегической, так и финансовой поддержки в рамках ранее утвержденной структуры. Это вынудило остальных участников комитета по поддержке программы пересмотреть свои планы и в конечном итоге отказаться от приобретения E-7 Wedgetail.
В настоящее время комитет активно анализирует альтернативные варианты замены стареющего парка AWACS и параллельно ищет новых партнеров для присоединения к этим критически важным усилиям. Государственный секретарь по вопросам обороны Нидерландов Гийс Туинман подчеркнул: «Цель по–прежнему состоит в том, чтобы к 2035 году иметь на вооружении другие, более совершенные самолеты. Выход США также демонстрирует важность максимально возможных инвестиций в европейскую промышленность». Это заявление явно указывает на стремление развивать европейские оборонные компетенции и снижать зависимость от внешних игроков.
Самолет Boeing E-7 Wedgetail, известный своими передовыми возможностями воздушного раннего предупреждения и управления, уже успешно эксплуатируется такими странами, как Великобритания, Австралия, Южная Корея и Турция. Эта платформа специально разработана для радиолокационного наблюдения и координации действий с наземными, морскими и воздушными активами, обеспечивая комплексный контроль над полем боя. Отказ от его закупки в данном совместном европейском проекте не умаляет его тактических преимуществ, но подчеркивает сложность многосторонних оборонных инициатив.
Несмотря на это решение, Нидерланды и их партнеры продолжают усердно работать над поиском новых решений для поддержания и усиления потенциала мониторинга воздушного пространства Европы, сталкиваясь с вызовами меняющегося геополитического ландшафта и необходимости обеспечения суверенитета.
Примечательно, что в то время как европейские партнеры пересматривают свои планы по AWACS, Великобритания в сентябре 2025 года подписала новое соглашение с Boeing о разработке передовых самолетов наблюдения для ВВС США. В рамках этого контракта будут поставлены два прототипа E-7A Wedgetail для американских ВВС путем конвертации фюзеляжей двух существующих коммерческих пассажирских лайнеров. Этот факт демонстрирует продолжающийся интерес к платформе Wedgetail на глобальном уровне, несмотря на европейские сложности.
Кроме того, в другом, но не менее важном развитии событий, Румыния официально приняла на вооружение 18 истребителей F-16 от Нидерландов. Подписание передаточных документов состоялось в Бухаресте ранее в ноябре 2025 года. Эти самолеты предназначены для обучения как румынских, так и украинских пилотов F-16, что является значительным шагом в укреплении восточного фланга НАТО и поддержки Украины.






