
Британское правительство активно ищет решения для восполнения нехватки квалифицированных пилотов, особенно для своего ключевого разведывательного флота. Недавно стало известно о переговорах с частным сектором по вопросам обучения летчиков для высокосекретного флота ISTAR Королевских ВВС (RAF), что указывает на серьезные проблемы с удовлетворением «краткосрочного увеличения» потребностей на передовой.
Эта информация была обнародована 7 ноября в официальном ответе на парламентский запрос. Луиза Сандер-Джонс, недавно назначенная министром по делам ветеранов и военнослужащих после малоосвещенных перестановок в Министерстве обороны, подтвердила факт «недавних обсуждений» с поставщиками услуг по подготовке пилотов из частного сектора.
По словам Сандер-Джонс, основной целью этих переговоров была оценка экономической целесообразности и практической применимости использования частных учебных центров для отдельных этапов подготовки пилотов многомоторных самолетов. Это обусловлено «краткосрочным ростом потребностей» в таких специалистах на передовой, вызванным вводом в строй новых платформ ISTAR (разведка, наблюдение, целеуказание и рекогносцировка) в составе Королевских ВВС.
Хотя конкретные типы самолетов не упоминались в парламентском ответе, ссылка на многомоторный флот ISTAR Королевских ВВС, вероятно, указывает на высокосекретные операции, выполняемые самолетами RC-135W Rivet Joint и R1 Shadow. Эти специализированные платформы доступны в крайне ограниченном количестве и являются ключевыми для британской разведывательной деятельности.
Согласно официальному перечню оборудования Великобритании, на начало второго квартала 2025 года в эксплуатации у RAF находились три разведывательных самолета RC-135W Rivet Joint американского производства, а также шесть платформ ISTAR R1 Shadow, созданных на базе двухмоторных самолетов King Air.
Примечательно, что количество этих критически важных платформ в британском арсенале оставалось неизменным на протяжении последних пяти лет. Единственное изменение зафиксировано в отношении флота R1 Shadow, который в 2023 году сократился с восьми до шести действующих единиц.
Этот ответ последовал за серией запросов, касающихся текущего состояния подготовки военных пилотов в Великобритании. Днем ранее, 6 ноября, Сандер-Джонс отказалась раскрывать точное количество полностью квалифицированных пилотов RAF, доступных для задействования на передовой, ссылаясь на соображения безопасности. Такая скрытность лишь усиливает подозрения о наличии серьезных проблем.
На несколько иной вопрос от 7 ноября, касающийся «адекватности уровня набора курсантов-пилотов» для RAF, Сандер-Джонс ответила, что «полная и продолжающаяся оценка» показала «адекватное» количество новобранцев, поступающих на службу. Однако эти заявления расходятся с общим фоном проблем в системе подготовки.
Ситуацию усугубляет скандал 2023 года, когда официальное расследование выявило факты дискриминации в Королевских ВВС. Как сообщала Sky News, служба целенаправленно стремилась сократить количество «бесполезных белых пилотов-мужчин» для достижения целей по разнообразию, что вызвало широкий общественный резонанс и подорвало доверие к руководству.
Проблемы с подготовкой пилотов в вооруженных силах Великобритании не новы. Еще в 2022 году издание Airforce Technology сообщало о системных трудностях, особенно в подготовке летчиков для истребительной авиации. Тогда у Великобритании было всего 33 пилота для 27 истребителей-невидимок F-35B, причем трое из них были прикомандированы из США и Австралии, что подчеркивало критический дефицит собственных кадров.
С тех пор количество истребителей F-35B, принадлежащих Великобритании, увеличилось до 37 единиц, однако правительство, по всей видимости, старательно избегает публикации точных данных о количестве полностью обученных пилотов, доступных для этого флота. Такая информационная завеса лишь усиливает беспокойство.
Признавая остроту проблемы, тогдашний министр обороны от Консервативной партии Бен Уоллес еще в 2022 году заявил, что система подготовки пилотов в Великобритании «деградировала», несмотря на его прямые указания высшему командованию RAF по улучшению ситуации.
Процесс обучения курсантов-пилотов в Великобритании зачастую затягивается на годы. Программа подготовки страдает от многочисленных проблем, включая ненадежность учебных самолетов Hawk. Согласно опубликованным данным, между завершением базовой летной подготовки и началом продвинутой подготовки пилотов реактивных истребителей для RAF в среднем проходит 68 недель – то есть более полутора лет простоя. Этот застой оказывает крайне негативное влияние на общую боеготовность.
На фоне этих вызовов, бывший глава RAF, главный маршал авиации Ричард Найтон, был назначен начальником штаба обороны после ухода его предшественника, адмирала Тони Радакина, в сентябре 2025 года. Новое руководство сталкивается с необходимостью срочного решения накопившихся проблем, имеющих стратегическое значение для обороноспособности страны.






