Лондон отказывается от вступления в программу SAFE: €6 млрд против «ценности»



Лондон официально подтвердил свое решение не возобновлять переговоры о присоединении к европейской оборонной инвестиционной программе SAFE в 2026 году. Этот шаг, озвученный британскими министрами, мотивирован соображениями «соотношения цены и качества», несмотря на то, что SAFE является ключевым компонентом масштабного Плана модернизации вооружений (ReArm Plan) Европейского союза, который предусматривает до 800 миллиардов евро на повышение конкурентоспособности европейского оборонного рынка и стимулирование совместных закупок. Отказ от участия в программе, предназначенной для укрепления безопасности континента, вызывает серьезные вопросы о будущем стратегическом партнерстве Великобритании с ЕС в области обороны.

Решение было озвучено 16 декабря в ходе обмена мнениями между Комитетом по иностранным делам парламента Великобритании и государственным секретарем по иностранным делам, делам Содружества и развития (FCDO) Иветт Купер. Она подчеркнула принципиальную позицию Лондона: «Как мы ясно дали понять, мы хотим быть частью только тех договоренностей, которые обеспечивают оптимальное соотношение цены и качества… и это должно быть для нас руководящим принципом». Отказ от участия в переговорах, которые могли бы привести к интеграции Великобритании в европейские оборонные инициативы, ставит под сомнение ее роль в коллективной безопасности континента.

Особое недоумение вызывает ситуация на фоне успеха Канады, которая 1 декабря успешно завершила переговоры о своем присоединении к программе SAFE. Примечательно, что Канаде, географически удаленной от Европы, был предложен вступительный взнос всего в 10 миллионов евро. Тогда как Великобритании, как сообщается, была озвучена сумма в шесть миллиардов евро за аналогичное членство. Председатель Комитета по иностранным делам Эмили Торнберри выразила возмущение по этому поводу, задав риторический вопрос: «Мы играем ведущую роль в обороне Европы, так почему же нам не разрешено в SAFE?»

В ответ на критику, Иветт Купер заявила, что Великобритания сможет функционировать как страна–третья сторона в общеевропейских программах оборонных закупок. Она также отметила, что Лондон уже заключил двусторонние и многосторонние оборонные соглашения с такими странами, как Норвегия, Германия и Италия, касающиеся поставок истребителей, военно–морских фрегатов и артиллерии. Однако, согласно правилам SAFE, участие стран–третьих сторон ограничено меньшей долей инвестиций – не более 33 процентов от общей стоимости проекта, что значительно снижает потенциальную выгоду от сотрудничества.

Предполагалось, что майское соглашение между Великобританией и ЕС откроет путь для вступления в SAFE, а британское правительство активно продвигало оборонные расходы как «двигатель экономического роста» для оживления национальной экономики после Брексита. Доступ к фонду SAFE, полным названием которого является Security Action For Europe, с объемом в 150 миллиардов евро, считался критически важным для этих амбиций. Лондон даже пошел на уступки в других областях, таких как рыболовство, чтобы «подсластить» майское соглашение, однако эти усилия, судя по всему, оказались тщетными. В условиях жесткой бюджетной дисциплины, когда оборонные расходы Великобритании должны увеличиться до 2,6 процента ВВП к 2027 году, вопрос эффективного использования каждого евро остается приоритетным, и принятое решение отражает сложный баланс между национальными интересами и европейской интеграцией.