BLACKJAX: испытания композитных резиновых гусениц для британской армии



На испытательном стенде BLACKJAX через две недели начнутся испытания его композитных резиновых гусениц (CRTs), как подтвердил руководитель по системным требованиям AJAX, подполковник Чарли Эй Джей Вальдес-Скотт. Это заявление было сделано на конференции Future Armoured Vehicle Survivability, прошедшей в Лондоне 17 ноября 2025 года.

CRTs представляют собой усовершенствованную особенность боевых бронированных машин (ББМ), предлагая альтернативу традиционным сегментированным стальным гусеницам. Вместо этого используется резина в виде непрерывной ленты со встроенными протекторами; она усилена комбинацией стальных кордов и смесью других высокопрочных материалов, таких как углеродные нанотрубки.

В зависимости от успеха испытаний, которые состоятся в начале декабря, CRTs могут стать потенциальным путем модернизации для ББМ AJAX британской армии, существующих в шести различных модификациях.

Производитель AJAX, General Dynamics Land Systems (GDLS), поставит в общей сложности 589 машин, что позволит достичь начальной эксплуатационной готовности флота до конца этого года. Однако стоит отметить, что CRTs интегрируются на BLACKJAX – технологический демонстратор, который был представлен на выставке DSEI 2025 в сентябре.

Также примечательно, что компания Soucy Defense, базирующаяся в Квебеке, производит и поставляет эти CRTs из Канады. В Великобритании местное производство отсутствует.

Если испытания окажутся успешными и британская армия примет решение об интеграции этой технологии, тогда субподрядчик в конечном итоге будет вынужден предоставить правительству Великобритании экономический стимул в соответствии с его новой политикой офсета – в форме рабочих мест или инновационных технологий. Это требование закреплено в Оборонной промышленной стратегии, опубликованной в начале сентября.

Интересно, что CRTs существуют уже некоторое время. Ряд платформ уже используют их на протяжении нескольких лет, включая голландские CV90 в 2020 году, согласно контракту с BAE Systems, который копировал опыт Норвегии с собственным парком CV90, использовавшим CRTs в Афганистане.

Новое поколение машин также применяет CRTs, например, бронетранспортер TRACKX от Patria, который был представлен на DSEI 2025 в Лондоне в тот же день, что и BLACKJAX.

В конечном итоге, CRTs предлагают несколько значительных преимуществ по сравнению со стальными гусеницами: снижение уровня шума и вибрации (печально известная проблема, которую AJAX изначально успешно преодолел); улучшенную мобильность; экономию веса, поскольку резина легче стали, что потенциально повышает топливную эффективность; и, будучи единой непрерывной резиновой лентой, они требуют меньшего обслуживания.