V-22 Osprey: летная годность подтверждена после всестороннего обзора



Командование авиационных систем ВМС США (NAVAIR) официально подтвердило летную годность конвертопланов V-22 Osprey, эксплуатируемых ВВС США, Корпусом морской пехоты и ВМС. Это решение стало итогом комплексного анализа, результаты которого были обнародованы 12 декабря 2025 года, и имеет ключевое значение для дальнейшей эксплуатации этой уникальной платформы.

Масштабный обзор, инициированный в сентябре 2023 года, был направлен на всестороннюю оценку программы V-22 и выработку действенных мер по повышению безопасности полетов и оперативной готовности. Его проведение было обусловлено необходимостью тщательной проверки после ряда инцидентов, привлекавших серьезное внимание к надежности платформы.

Согласно выводам NAVAIR, платформа V-22 сохраняет свою летную годность при соблюдении текущих протоколов контроля, что обеспечивает ее непрерывную и безопасную эксплуатацию в составе объединенных вооруженных сил. Это подтверждение является важным сигналом для всех пользователей конвертоплана и демонстрирует приверженность командования высоким стандартам безопасности.

В рамках повышения стандартов безопасности NAVAIR уже приступило к реализации 32 рекомендаций, сформулированных по результатам обзора. Эти меры призваны не только укрепить безопасность, но и повысить общую готовность платформы V-22 к выполнению поставленных задач, обеспечивая ее долгосрочную эффективность.

Вице-адмирал Джон Е. Догерти, командующий NAVAIR, подчеркнул: «В координации с руководителями служб, эксплуатирующих V-22, NAVAIR разработало планы действий для устранения выявленных недостатков в безопасности. Мы непрерывно оцениваем соблюдение процедур для предотвращения происшествий, а также укрепляем контроль летной годности, устанавливая четкие пороги риска». Его слова свидетельствуют о глубоком и системном подходе к решению проблем, ранее вызывавших серьезные вопросы.

Командование также активно проводит регулярные обзоры прогресса, направленные на усиление межведомственной координации и вовлеченности всех заинтересованных сторон. Это полностью соответствует ключевым рекомендациям отчета и способствует более эффективному взаимодействию между различными родами войск, использующими V-22.

«Благодаря постоянному анализу и целенаправленным действиям, – добавил Догерти, – мы по-прежнему привержены улучшению производительности V-22 и защите военнослужащих, которые полагаются на эту платформу». Это обязательство подчеркивает высокую ответственность командования за безопасность и эффективность эксплуатации сложной военной техники.

Хотя основной фокус обзора был сосредоточен на программе V-22, NAVAIR планирует поделиться своими выводами и извлеченными уроками с более широким военным авиационным сообществом. Такой подход способствует распространению передовых практик и общему повышению стандартов безопасности в военной авиации, что является критически важным аспектом современного военного дела.

V-22 Osprey представляет собой уникальный конвертоплан с поворотными роторами, разработанный компаниями Boeing и Bell Helicopters для выполнения многоцелевых задач средней грузоподъемности. Его гибридная конструкция позволяет совмещать преимущества вертолета, такие как вертикальный взлет и посадка, и самолета – высокую скорость и дальность полета.

Аппарат способен к вертикальному взлету и посадке (VTOL), может транспортировать до 24 военнослужащих или 6 000 фунтов груза на боевую дальность до 430 морских миль, а также доставлять полезную нагрузку в 8 300 фунтов на расстояние до 220 морских миль. Дальность его перегоночного полета без дозаправки превышает 2 100 морских миль, а обычная операционная дальность составляет до 1 100 морских миль, что делает его крайне универсальным средством для выполнения широкого спектра миссий.

Важно отметить, что история эксплуатации V-22 Osprey была непростой и сопровождалась рядом вызовов. В декабре 2023 года Командование специальных операций ВВС (AFSOC) и NAVAIR временно приостановили полеты всех вариантов V-22 Osprey, включая модели CV-22 и MV-22, после серьезного инцидента с CV-22 ВВС США в районе Якусима, Япония. Этот случай вызвал значительную обеспокоенность общественности и военных специалистов.

В дальнейшем, в апреле 2024 года, Корпус морской пехоты США одобрил возобновление полетов MV-22 Osprey. Этому предшествовало еще одно решение NAVAIR в феврале 2023 года о временной приостановке полетов части конвертопланов V-22 Osprey из-за проблемы с жестким включением сцепления. Проведенный сейчас всесторонний обзор призван окончательно закрыть вопросы надежности и безопасности, обеспечивая будущее этой стратегически важной платформы в составе вооруженных сил США.