General Atomics: разработка палубных боевых БПЛА для ВМС США



ВМС США официально заключили контракт с корпорацией General Atomics на разработку концептуальных проектов «коллективного боевого самолета» (CCA), способного действовать с авианосца. Это решение знаменует собой важный шаг в расширении применения беспилотных систем в морской авиации, интегрируя их в состав авианесущих групп и формируя будущее палубной авиации.

Данный шаг последовал за активной конкуренцией между General Atomics и Anduril в рамках программы ВВС США по созданию CCA, где обе компании были отобраны в апреле 2024 года. Ранее в этом году издание Airforce Technology подробно изучало эти два перспективных аппарата – YFQ-42A от General Atomics и Fury от Anduril – и общалось с представителями обеих компаний на международных авиасалонах, таких как Royal International Air Tattoo и Paris Air Show. Примечательно, что тогда General Atomics заявила о планах по производству своих CCA в Германии для европейского рынка, что указывает на потенциал для глобального распространения этих технологий.

Контракт с ВВС США, однако, сосредоточен на разработке крупного «беспилотного авиационного комплекса» (UAS) с реактивным двигателем, предназначенного для автономных полетов или совместного выполнения задач с существующими и новыми пилотируемыми истребителями. Военно-воздушные силы планируют приобрести до 1000 таких CCA, исходя из расчета двух беспилотников на каждый из 500 перспективных истребителей, которые поступят на вооружение. Эта стратегия нацелена на создание «армии» беспилотных ведомых для обеспечения превосходства в воздухе.

Производимые в больших количествах и с относительно низкой стоимостью, CCA призваны снизить риски для человеческого летного состава, значительно расширить сенсорные и другие возможности существующих авиационных формирований, повысить ударную мощь авиационного крыла и максимизировать оперативную гибкость во всех сферах. Эта философия позволяет переложить часть наиболее опасных задач на беспилотные платформы, сохраняя при этом высокую эффективность и адаптивность боевых операций в условиях интенсивных конфликтов.

Морской контракт, в отличие от воздушного, предъявляет специфическое требование к способности CCA базироваться и действовать с авианосца, что включает в себя усиленную конструкцию, специализированные системы посадки и взлета, а также полную совместимость с палубными операциями. General Atomics особо подчеркивает модульный подход к выбору платформы, который позволит быстро перенастраивать и модернизировать беспилотники для соответствия меняющимся требованиям миссии. Такая гибкость критически важна в условиях быстро развивающихся угроз и технологий, обеспечивая актуальность систем на протяжении всего срока службы.

«Ни у кого нет большего опыта работы с беспилотными боевыми самолетами, чем у нас, – заявил президент компании Дэвид Александер, – и мы используем его, чтобы помочь ВМС быстро внедрить эту возможность на палубу», тем самым подтверждая амбиции General Atomics стать ключевым игроком в этом стратегически важном сегменте военно-морских технологий.

Стоит отметить, что, несмотря на обширный опыт General Atomics в разработке более 24 типов дронов, первым операционным палубным UAS в мире, по данным ВМС, стал MQ-25 Stingray компании Boeing – беспилотный заправщик. Этот факт подчеркивает сложность и уникальность интеграции беспилотных систем в авианосные операции, требующие специфических решений и глубокого понимания морской среды.

Подобно тому, как это произошло с ВВС, ВМС, вероятно, выберут несколько компаний для проектирования беспилотных аппаратов для своих авианосных крыльев. В конце сентября Lockheed Martin выпустила пресс-релиз, активно продвигая живучесть своего собственного CCA, известного как Vectis, который, как утверждается, обеспечивает «сверхконкурентную скорость и ценовую доступность», что свидетельствует о растущей конкуренции на этом формирующемся рынке.

Между тем, издание Breaking Defense первым сообщило, что ВМС уже привлекли Anduril, Boeing и Northrop Grumman для аналогичных целей, хотя эти сведения пока не получили официального подтверждения ни от Министерства обороны, ни от предполагаемых участников программы. Это указывает на активную фазу конкуренции и возможную многовекторность подхода со стороны оборонного ведомства к обеспечению своих потребностей в беспилотных палубных системах.