
Заявление бывшего президента США Дональда Трампа о том, что Южная Корея получит разрешение на строительство атомных ударных подводных лодок (SSN), используя американские технологии, стало серьезным потрясением для мирового оборонного сообщества. Этот шаг, озвученный на платформе Truth Social 29 октября, представляет собой разительный контраст по сравнению с тщательно разрабатываемой программой AUKUS, реализуемой совместно с Великобританией и Австралией, и может ознаменовать новый виток в развитии военно-морских сил в стратегически важном Индо-Тихоокеанском регионе.
Президент Трамп высказал предположение, что разрешение на строительство SSN для Южной Кореи при помощи американских технологий позволит судостроительной отрасли США «мощно возродиться». Это заявление прозвучало на фоне давно известных стремлений Сеула к обладанию атомным подводным флотом, осознавая явные преимущества таких платформ перед обычными субмаринами и масштаб вызовов в обширном морском пространстве Западной части Тихого океана.
Анализ GlobalData показывает, что Южная Корея уже располагает значительным флотом из 21 дизель-электрической подводной лодки (SSK), представленных тремя классами: девять лодок Type 209-1200 (введены в строй в 1993–2001 годах), девять лодок Type 214 (введены в 2007–2020 годах) и три новейших корпуса KSS-III, поставленных с 2021 года по настоящее время. В планах также строительство еще шести лодок класса KSS-III Batch 2, что обеспечит ВМС Республики Корея современным и мощным флотом SSK. Южная Корея эксплуатирует ряд обычных подводных лодок европейского дизайна Type 214.
Ключевым аспектом этой динамики является приобретение судоверфей Philly Shipyards в 2024 году конгломератом Hanwha Group. Тогда это рассматривалось как способ использовать опыт южнокорейского судостроения для возрождения американской промышленности, находящейся в значительном упадке. Заявление Трампа можно рассматривать в контексте, который отличается от тщательно разработанной программы AUKUS между США, Великобританией и Австралией, направленной на реализацию атомных подводных амбиций Канберры.
Если предложение президента Трампа о передаче Южной Корее технологий ядерных силовых установок будет реализовано, Сеул может вскоре получить все необходимые технологические элементы для проектирования и производства собственных SSN. Потенциально это может быть достигнуто путем адаптации проекта KSS-III, который, несмотря на водоизмещение около 4000 тонн в подводном положении, почти наверняка может быть переработан под ядерную силовую установку. Для сравнения, французские SSN класса Rubis имели водоизмещение всего 2600 тонн и значительно меньшую длину в 74 метра по сравнению с 89-метровым корпусом KSS-III Batch 2.
Ядерный вариант KSS-III был бы сопоставим по размеру и водоизмещению с бывшим британским классом Trafalgar, который, хотя и значительно уступает по размерам американским SSN класса Virginia, все же представлял бы платформу, способную действовать на стратегическом уровне. Дизайн KSS-III Batch 2 также включает 10-ячеечную систему вертикального пуска (VLS) для запуска крылатых и (неядерных) баллистических ракет – это возможность, которой не обладают новейшие британские SSN класса Astute в такой же степени.
Вариант с прямым освоением проекта американских SSN класса Virginia представляется менее вероятным, но не исключен. США остро нуждаются в увеличении темпов строительства собственных SSN класса Virginia Block V/VI, и создание промышленных мощностей на Philly Shipyards для наращивания производственного потенциала могло бы стать решением. В настоящее время США строят свои SSN класса Virginia на верфях General Dynamics Electric Boat в Гротоне и HII Newport News Shipbuilding в Вирджинии.
Австралия, в рамках программы AUKUS, также претендует на получение более поздних моделей SSN класса Virginia – либо новых построек, либо уже находящихся на службе ВМС США, через механизм аренды, который может стать постоянным, если выбранный британский проект (SSN AUKUS) столкнется с задержками. Очевидно, что адаптация американского проекта Virginia для оснащения ВМС Республики Корея (ROKN) будет сопряжена с серьезными трудностями, включая уникальные вызовы в области цепочки поставок, обучения персонала и технического обслуживания – однако, эти трудности могут быть частично компенсированы потенциальной возможностью подключения к австралийскому центру обслуживания, разрабатываемому на базе HMAS Stirling, или использования американских баз поддержки.
Более вероятным сценарием все же остается ядерный вариант KSS-III, что обеспечит общность дизайна в рамках подводного флота Южной Кореи. Страна располагает значительной программой развития гражданской ядерной энергетики и обладает многими необходимыми навыками для эксплуатации и поддержания военно-морских ядерных силовых установок. Вполне возможно, что обеспечение ядерной установки может быть сосредоточено вокруг реактора S9G с водой под давлением, используемого на SSN класса Virginia, который способен работать более 30 лет без дозаправки.






