
Королевский военно-морской флот Великобритании сделал значительный шаг на пути к созданию «гибридного» флота, успешно завершив масштабные испытания беспилотных надводных аппаратов. В рамках этих учений пять автономных катеров Rattler, управляемых с дистанции более 800 километров, продемонстрировали свою оперативную пригодность и потенциал для интеграции в боевые операции.
72-часовая демонстрация, проходившая у побережья Шотландии, включала совместную работу катеров Rattler с патрульным кораблем HMS Tyne. Сценарий учений имитировал сопровождение боевого корабля, что позволило оценить эффективность автономных систем в условиях, приближенных к реальной миссии. Примечательно, что операторы, управлявшие 7,2-метровыми судами, находились на военно-морской базе HMNB Portsmouth, подтверждая возможность дистанционного контроля на значительных расстояниях.
Команда управления, размещенная на экспериментальном судне XV Patrick Blackett в Портсмуте, состояла из представителей Королевских ВМС, морской пехоты и сухопутных войск, что подчеркивает междисциплинарный характер проекта. Эти испытания являются частью обширной программы, возглавляемой Управлением Королевского флота по прорывным возможностям и технологиям (DCTO) и Эскадрильей флотских экспериментов (FXS).
За последние месяцы семь автономных катеров Rattler прошли серию интенсивных тестов, направленных на расширение как их возможностей, так и компетенций операторов. В последней фазе учений пять катеров Rattler действовали совместно с HMS Biter из эскадрильи Coastal Forces Squadron, вертолетом Merlin, а также с HMS Tyne и HMS Stirling Castle в рамках концептуальной проверки. HMS Tyne и HMS Stirling Castle имитировали иностранные военные корабли для отработки скоординированных операций по сопровождению.
Каждый катер Rattler представляет собой жесткую надувную лодку, оснащенную автономными системами, датчиками и модульным оборудованием. Эти суда способны действовать как независимо, так и в составе группы, выполняя заранее заданные миссии или следуя навигационным маршрутам. Видеопотоки с камер, данные датчиков и другая критически важная информация передаются обратно операторам, которые управляют аппаратами с портативных ноутбуков.
Управление каждым катером осуществляет команда из двух человек – один пилотирует аппарат дистанционно, а второй занимается бортовыми системами и контролирует поступающие данные в реальном времени. Такая конфигурация обеспечивает полный удаленный контроль и управление всеми функциями беспилотников. По словам руководителей проекта, перед отправкой в шотландские воды катера успешно прошли оперативные испытания в оживленных акваториях, таких как проливы Solent и Portland, стартуя из своего домашнего порта в Портсмуте.
Разработка и тестирование данной технологии стали результатом тесного сотрудничества между военными специалистами и индустриальными партнерами – консорциумом малых и средних предприятий. Королевский флот применил ускоренный подход к закупкам для этого проекта, пройдя путь от концепции до поставки специально разработанных беспилотных надводных судов всего за несколько недель. Операторы активно предоставляли обратную связь на всех этапах исследований и разработок, чтобы гарантировать соответствие судов операционным требованиям.
Командир Майкл Хатчинсон, командующий FXS и XV Patrick Blackett, подчеркнул важность проделанной работы: «Это действительно важный момент для Королевского флота, поскольку мы движемся к созданию гибридного флота из пилотируемых и беспилотных платформ. Мы уже некоторое время используем автономные системы, но не так масштабно. Эти USV были созданы и доработаны в рекордно короткие сроки, новаторским способом, в сотрудничестве с коалицией замечательных местных компаний – это был самый захватывающий проект в моей карьере». Он добавил, что эти платформы будут использоваться как в поддержку существующих и будущих военных кораблей, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. «Эта технология будет развиваться и фундаментально изменит наш подход к ведению боевых действий», – заключил командир Хатчинсон.
Развивая свои передовые возможности, Королевский флот недавно также провел первое британское испытание противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM) с борта фрегата HMS Somerset (F82) типа 23 у побережья Андёйи, Норвегия, демонстрируя широкий спектр инноваций в военно-морской сфере.






