
Норвегия и консорциум NH Industries достигли окончательного соглашения по проблемным вертолетам NH90. Согласно договоренностям, консорциум заберет обратно девять построенных для Норвегии машин, а также выплатит правительству 305 миллионов евро (351 миллион долларов США) в дополнение к уже перечисленным 70 миллионам евро. Обе стороны охарактеризовали это решение как «дружественное урегулирование».
Эта сумма несколько меньше полной стоимости – 5 миллиардов норвежских крон (428,4 миллиона евро) – которую Норвежское агентство оборонных материалов изначально заплатило за флот вертолетов. Окончательное решение, объявленное 3 ноября 2025 года, последовало за отменой Норвегией закупки морских вертолетов в 2022 году, хотя заказ на 14 единиц был размещен у совместного предприятия под руководством Airbus еще в 2001 году.
Поставка техники оказалась затянутой – вертолеты должны были прибыть в 2008 году, однако к моменту отмены программы было поставлено лишь восемь полностью работоспособных машин. Кроме того, эксплуатанты столкнулись с многочисленными техническими проблемами. Предполагалось, что 14 вертолетов будут использоваться береговой охраной и для выполнения задач противолодочной борьбы (ASW). Флот должен был обеспечивать 3900 летных часов ежегодно, но в среднем набирал лишь около 700 часов в год.
Три года назад, когда Норвегия отменила программу, Министерство обороны страны заявило, что «независимо от того, сколько часов работают наши техники и сколько запчастей мы заказываем, NH90 никогда не сможет соответствовать предъявляемым требованиям». Теперь проблемный флот будет возвращен в программу NH90, что позволит использовать его компоненты и оборудование для других эксплуатантов вертолета. Среди них – 14 стран, включая Францию, Германию, Италию, Испанию и Катар.
Уже в марте 2023 года Норвежское агентство оборонных материалов объявило о планах заменить NH90 шестью американскими вертолетами MH-60R Seahawk по контракту стоимостью 1,18 миллиарда долларов США. Дания успешно эксплуатирует эти вертолеты с 2016 года.
Приобретая британские фрегаты Type 26 по контракту на 10 миллиардов фунтов стерлингов в конце августа, Норвегия четко обозначила свои оборонные приоритеты. Это знаменует крупное стратегическое партнерство с Великобританией, направленное на координацию и проведение противолодочных операций в Северной Атлантике. Российский Военно-морской флот, по данным Nuclear Threat Initiative, располагает одной из крупнейших в мире подводных флотилий, насчитывающей около 64 судов, 16 из которых – атомные подводные лодки с баллистическими ракетами.
Существуют опасения, что эти подводные лодки могут быть использованы для нанесения ударов по критически важной инфраструктуре в Северной Атлантике, включая неподтвержденные сообщения о том, что Россия использовала свои подводные лодки для атаки на газопровод Nord Stream, нанеся значительный ущерб. В ответ на это Великобритания представила свою политику «Атлантический Бастион», закрепленную в Стратегическом оборонном обзоре. Эта концепция предусматривает многоуровневую и интегрированную сеть датчиков, охватывающую надводную, подводную и воздушную среды, координируемую между множеством заинтересованных сторон, к которым теперь, вероятно, присоединится и Норвегия.
Стоит отметить вероятность того, что Королевский военно-морской флот Норвегии, стремясь создать флот, аналогичный британскому, может распространить свою практику на морские вертолеты, которые в настоящее время базируются на британских кораблях, а именно Merlin и Wildcat. С другой стороны, агентство не упустит из виду тот факт, что эти платформы построены компанией Leonardo – одним из трех акционеров (32%) NH Industries.






